Соционика как наука и как практическая деятельность
Начало развитию соционики положили работы литовского социолога Аушры Аугустинавичюте, начатые в 70-е годы ХХ века, в которых была предложена новая концепция типов личности и взаимоотношений между ними. Основой для ее создания послужили типология психотипов швейцарского психиатра Карла Густава Юнга и теория информационного метаболизма польского психиатра Антона Кемпинского. Одним из положений данной концепции являлось то, что выявление закономерностей восприятия информации различными психотипами (интроверт, экстраверт, логик, интуит и др.) позволяет прогнозировать действия людей в той или иной ситуации и устанавливать их потенциальные возможности.
В настоящее время отношение научного сообщества к соционике весьма неоднозначно. Многие специалисты в сфере психологии и социологии отрицают как ее теоретическую, так и практическую значимость. В то же время количество публикаций по соционике постоянно возрастает. В ряде стране уже существуют периодические издания, специализирующиеся на данной тематике.
Однако и в среде приверженцев соционики отсутствует общепринятое видение ее основ. Не существует и устоявшегося понимания самого содержания данного термина. По этой причине на основании обобщения различных источников мы сочли возможным дать следующее определение:
соционика – это междисциплинарная наука, исследующая закономерности формирования отношений между людьми с различными типами личности, на основе возможностей информационного взаимодействия между ними.
Большинство современных работ по соционике посвящено практическому использованию ее принципов в различных областях, спектр которых весьма широк от организации педагогического процесса до подбора семейных пар. Наиболее востребованной сферой применения соционики является подбор кадров и выстраивание комфортных взаимоотношений в коллективах. Все эти области соционических исследований объединяет то, что основное внимание в них уделяется межличностным отношениям По этой причине данное направление можно обозначить как межличностную соционику. Но не меньшее значение имеет установление бесконфликтных отношений не только между индивидуумами, но между различными структурами, выполняющими различные функции, необходимые для существования современного сообщества, и сопряженная деятельность которых обеспечивает его системное единство. Это организации, общественные институты и социальными группами. Каждая из этих структур эмерджентна, т.е. способна выполнять задачи иного, более высокого порядка, чем входящие в ее состав индивидуумы по отдельности. Прогноз перспектив развития и определения возможностей взаимовыгодного взаимодействия между структурами социума с практической точки зрения представляет не менее важную задачу, чем подбор различных психотипов для успешного выполнения, поставленной перед ними общей цели. Очевидно, что необходимым условием для решения подобных проблем является развитие новой научно-теоретической базы соционических исследований, основанной на иных концептуальных и методологических принципах. Это обусловливает востребованность развития нового направления соционики – надличностной соционики или соционики организаций и социальных групп.
Соционика как наука и как практическая деятельность
Социум всегда неоднороден и структурирован. Он включает разнородные агрегативные элементы, т.е. объеденные на той или иной основе совокупности индивидуумов, каждая из которых обладает определенным групповым сознанием и структурой. Для их обозначения также могут быть использованы термины надличностные элементы социума или надличностные структуры.
Надличностная соционика или соционика организаций и социальных групп – это междисциплинарная наука, основным предметом которой является исследование взаимодействия агрегативных элементов социума с целью выработки механизмов продуктивного и бесконфликтного развития общества, сопровождающегося ростом благосостояния населения при сохранении благоприятных условий среды его существования. Согласно данному определению, основная задача надличностной соционики совпадает с провозглашенным ООН принципом устойчивого развития, суть которого заключается в гармоничном развитии экономики, позволяющей сохранить благоприятные экологические условия для жизни будущих поколений.
Концептуальными основами надличностной соционики являются типология агрегативных (надличностных) элементов социума и анализ факторов формирования их группового сознания.
По общепринятому определению социум – это большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры. Высшая форма социума – это общество как целостная социальная система. Слагающие социум агрегативные или надличностные элементы отличаются друг от друга не менее чем психотипы индивидуумов. Для изучения закономерностей взаимодействия этих структур требуется их типизация. Это подразумевает не только их классификацию по какому-то признаку, а исследование присущего им комплекса качеств, которые по своей природе могут относиться к различным категориям явлений. Так, набор характерных атрибутов производственной организации (высшее руководство, иерархическое управление, стабильная внутренняя структура и др.) принципиально отличается от такового у отдельной, объединенной общими интересами группы населения (неформальное лидерство, передача информации на основе межличностного общения, эмоциональность восприятия событий). Вместе с тем, и то, и другое представляет собой реально существующий надличностный элемент социума.
В качестве типологии надличностных или агрегативных элементов социума может быть использована классификация стейкхолдеров, ранее разработанная нами для программ формирования экологического имиджа Термин стейкхолдеры (stakeholders) не имеет аналога в русском языке и переводится как заинтересованные или причастные лица, что не в полной мере соответствует его смыслу. Согласно, общепринятому определению стейкхолдеры – любые физические или юридические лица, которые могут воздействовать на деятельность организации или, напротив, сами испытывать ее воздействие . Социум, исходя из приведенного выше определения, включает множество организаций, оказывающих друг на друга прямое или опосредованное воздействие. Следовательно, любые его элементы по отношению друг к другу являются стейкхолдерами, и их сосуществование, как у элементов любой системы, носит характер многостороннего взаимодействия. Они могут воздействовать на другие элементы и сами испытывать их воздействие. Характеристика основных видов стейкхолдеров представлена в таблице 1. Также как в типологии психотипов, на которой базируется межличностная соционика, приводимая классификация стейкхолдеров в определенной мере носит условный характер. Отнесение надличностного элемента социума к определенному виду стейкхолдеров может меняться в зависимости от ситуации. Так, при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации часть технологических и социальных стейкхолдеров может рассматриваться как территориальные стейкхолдеры. Приоритетное значение в воспринимаемой ими информации приобретают сведения об эффективности мер защиты территории от воздействия негативных факторов, например, наводнения.
Таблица 1. Основные виды стейкхолдеров и особенности их группового сознания (восприятия информации) |
Другой концептуальной основой надличностной соционики является анализ факторов формирования группового сознания, первостепенное значение из которых имеют интересы, присущие конкретному агрегативному элементу социума. Следует отметить, что перечень этих интересов, представленный в таблице 1, не является исчерпывающим. Он отражает лишь наиболее распространенные из них. Так, важнейшим интересом у административных стейкхолдеров высшего уровня, осуществляющих руководство государством, является укрепление геополитических позиций страны. В групповом сознании политических стейкхолдеров может превалировать заинтересованность в личных выгодах, получаемых от лоббистов.
Взаимодействие стейкхолдеров начинается, как и у отдельных индивидуумов, с восприятия и переработки информации друг о друге и происходит под влиянием сложившейся ситуации. Совокупность этих процессов, по аналогии с межличностной соционикой, также можно рассматривать как информационный метаболизм. Но в отличие от сознания индивидуумов-психотипов, учет особенностей которого являются одной из методологических основ межличностной соционики, в надличностной соционике эту роль играет групповое сознание стейкхолдеров. Групповое сознание – тип общественного сознания, свойственный определенным совокупностям людей, объединенных общими интересами, а также сходными психологическими установками и стереотипами мышления. Это создает основу для общности ценностных ориентаций и идеалов, представлений о групповых целях, путях и средствах их достижения. Групповое сознание агрегативной структуры не является результатом простого слияния индивидуальных сознаний. Отдельные аспекты группового сознания могут даже вступать в противоречие с психологическими установками, сформировавшимися у отдельного человека. Так, далеко не каждый служащий организации полностью разделяет ее корпоративную философию, но подчиняется ей в своих действиях из чувства служебного долга. Аналогичным образом, вопреки своим установкам, из чувства солидарности может действовать член социальной группы.
Восприятие одной и той же информации и реакция на нее у различных видов стейкхолдеров вследствие особенностей их группового сознания могут носить не только различный, но даже антагонистический характер (таблица 1). Так, информация о сокращении производства будет восприниматься как негативная и технологическими стейкхолдерами, связанными с предприятием единым производственным циклом (поставщиками сырья, предприятиями-смежниками...), и экономическими стейкхолдерами, инвестировавшими данное производство. Не менее негативно воспримут эту информацию люди, работающие на данном предприятии, которым будет грозить увольнение. Их совокупность, включая членов семей увольняемого персонала, формирует объединенный общими интересами агрегативный элемент социума, который уже следует рассматривать как социального стейкхолдера. Их реакция в таких случаях нередко приобретает характер открытых социальных протестов.
Вместе с тем, восприятие информации о сокращении производства другим агрегативным социальным стейкхолдером, представленным населением, у которого работа данного предприятия вызывает экологический страх, несомненно, будет носить позитивный характер. Подобную позицию с целью расширения своего электората могут занять и влиятельные политические стейкхолдеры, а также территориальные стейкхолдеры, для которых соседство с производственным объектом вызывает утрату положительного экологического имиджа (например, владельцы резортов в районе размещения предприятия). Положительной может быть и реакция административных стейкхолдеров, более высокого ранга, чем выносящие решение о сокращении производства. Они могут интерпретировать данное событие как свидетельство эффективности своей руководящей роли и заботы о населении.
С точки зрения возможностей практического использования результатов надличностной соционики одной из важнейших задач является превентивная выработка решений, позволяющая при реализации различных проектов обеспечить позитивное или хотя бы нейтральное восприятие предпринимаемых действий групповым сознанием большинства различных стейкхолдеров. В качестве примеров ниже мы рассмотрим возможности использование исследований в области надличностной соционики при проектировании управляемых природно-технических систем (ПТС).
Методологические принципы надличностной соционики
Методологические принципы надличностной соционики являются основой для выработки методов работы и определения общей стратегии. Их отличие от методологических принципов традиционной межличностной соционики обусловлено совершено иным характером основного предмета исследования агрегативных структур социума (стейкхолдеров). В соответствии с этим при организации работы в области надличностной соционики следует руководствоваться следующими принципами:
- 1. Принцип приоритета интересов основного стейкхолдера. Он заключается в выборе конкретного стейкхолдера в качестве основного и анализе, исходя из его интересов, связей с другими стейкхолдерами. Данный принцип без изменения сути может трактоваться с двух разных позиций. Во-первых, роль стейкхолдеров в жизни социума неравнозначна. Наиболее отчетливо интересы и отвечающие им связи с другими структурами выражены у наиболее крупных и влиятельных стейкхолдеров. Их анализ дает первооснову, пригодную для дальнейшего более углубленного изучения. Попытка изначально охватить все существующие агрегативные структуры может дать результаты только в очень небольших социумах. В остальных случаях это затрудняет концентрацию внимания на первостепенных проблемах. Во-вторых, с достаточным основанием можно считать, что значительная часть таких работ будет проводиться силами и средствами основного стейкхолдера и, следовательно, преследовать его интересы в формировании взаимоотношений с другими стейкхолдерами.
- 2. Принцип конечной цели, т.е. априорное представление о результате соционического исследования, способного дать практические результаты. Эта цель должна основываться на интересах основного стейкхолдера. Например, в качестве конечной цели взаимодействия ГЭС и территориальных стейкхолдеров, связанных с ней, в долгосрочной перспективе не может рассматриваться только их защита от наводнений. ГЭС – это технологический стейкхолдер, заинтересованный в повышении рентабельности производства электроэнергии. Следовательно, конечной целью соционических исследований в данном должно являться создание взаимовыгодной системы взаимодействия ГЭС и территориальных стейкхолдеров, в том числе размещенных в зонах вероятного затопления или подтопления. В процессе работ возможно изменение конечной цели, например, при осознании невозможности ее достижения или возникновении более значимых проблем.
- 3. Принцип ограничения сроков решений, согласно которому для любых заключений, касающихся выявленных форм взаимодействия надличностных структур в социуме и выводов о самих этих структурах, устанавливается срок, в течение которого их можно считать соответствующими существующим реалиям. По истечении этого срока ранее полученные данные нуждаются в подтверждении и, при необходимости, в корректировке. Для материалов, описывающих процессы, характеризующиеся высокой степенью мобильности, данный принцип реализуется путем организации их постоянного мониторинга.
- 4. Принцип конвенциальности – правовой и экономической обоснованности взаимоотношений стейкхолдеров, согласно которому связи, возникающие между структурами социума, должны оформляться в форме соглашений, исключающих нарушение действующего законодательства и не наносящих экономического ущерба ни одной из сторон. Эти соглашения не обязательно должны носить характер официальных договоров. Это могут быть декларации о намерениях, одобренные различными сторонами, согласования между ними и иные документы, составляемые на инициативной основе. Их основная цель заключается в фиксации однозначного понимания характера установленных взаимоотношений, не допускающих их различного толкования.
- 5. Принцип превентивного устранения противоречий, который заключается в необходимости прогнозирования и предупреждения возникновения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях стейкхолдеров. Это предполагает своевременное установление потенциальных конфликтогенов и разработку соответствующих синтонов, опережающую по времени развитие конфликтов.
Объектные и субъектные стороны формирования природно-технических систем, роль стейкхолдеров в этом процессе
На современном этапе многие структуры социума (стейкхолдеры) одновременно являются элементами природно-технических систем (ПТС). Например, ни одно предприятие не существует в отрыве от окружающей среды. Ему необходимы воздух, вода, пространство для своего размещения. Аналогичное суждение справедливо для многих социальных и всех территориальных стейкхолдеров. Административные стейкхолдеры, а также большинство политических и экономических стейкхолдеров осуществляют свою деятельность в пределах определенной территории, т.е. также прямо или опосредовано связаны с определенным участком окружающей среды.
Природно-технические в отличие от естественных систем являются целенаправленным или побочным результатом человеческой деятельности. По этой причине каждый из входящих в них материальных элементов, т.е. объектов ПТС, имеет юридическое (а в ряде случаев физическое) лицо, заинтересованное в благополучном состоянии данного объекта или зависящее от его состояния. Эти лица можно обозначить как субъекты ПТС. В области надличностной соционики они рассматриваются в качестве стейкхолдеров. Так, у всех природных объектов, входящих в ПТС, существует субъект (как правило, это орган исполнительной власти – административный стейкхолдер), обязанный обеспечить соблюдение в пределах данного объекта установленных природоохранных нормативов.
Объекты и субъекты ПТС неразрывно связаны, но методологические подходы к изучению их взаимодействий принципиально различаются. Примером может служить оценка экологической опасности аварийных выбросов промышленного предприятия. Так, если предметом изучения является взаимодействия объектов ПТС, то основной интерес представляют сопутствующие аварии физико-химические и биологические изменения в среде. А если предметом исследования становится взаимодействие субъектов ПТС, то основной интерес представляет определение уровня экологических рисков и размеров возможных экологических ущербов, которые могут понести социальные и территориальные стейкхолдеры, а также способы их компенсации.
Поэтому при исследовании соционики ПТС в них целесообразно выделять объектную и субъектную стороны. Объектная сторона ПТС – это совокупность составляющих ее материальных элементов, взаимодействие между которыми носит характер реально происходящих техногенных, природных и природно-техногенных процессов. Субъектная сторона ПТС включает всю совокупность юридических и физических лиц, так или иначе связанных с существованием ее объектов. Взаимодействие между субъектами ПТС осуществляется в форме установления общественных отношений, которые могут регулироваться правовыми актами, в т.ч. двух- и многосторонними соглашениями.
В большинстве случаев именно субъектная сторона ПТС (ее стейкхолдеры) определяет путь ее развития. Существует два основных его сценария:
- 1. Субъекты ПТС, представленные стейкхолдерами различных видов, действуя по отдельности, собственными силами пытаются приспособиться к негативным воздействиям окружающей среды. Они не осознают своей системной общности (т.е. факта присутствия в структуре данной ПТС) и в большинстве случаев не пользуются возможностями, которые может дать объединение усилий или их координация для решения насущных проблем в этой области. Подобные ПТС мы обозначаем как стихийные ПТС. В условиях углубляющегося техногенеза эти ПТС закономерно деградируют, ухудшая положение всех видов стейкхолдеров, составляющих их субъектную сторону.
- 2. Субъекты ПТС сознательно группируются для совместной защиты от негативных воздействий и сохранения благоприятных экологических условий. Таким путем возникает управляемая ПТС , в которой на одного или нескольких субъектов (обычно это технологические стейкхолдеры) возлагается выполнение функции экологических регуляторов. Их примером являются крупные ГЭС и гидроэнергетические каскады, защищающие прилегающие к ним территории (точнее – обширную совокупность территориальных и социальных стейкхолдеров) от негативных последствий наводнений и засух. Подобное развитие субъектной стороны ПТС не происходит самопроизвольно. На современном этапе – это, как правило, результат воздействия административных стейкхолдеров на технологических стейкхолдеров, которым принадлежат объекты, способные регулировать состояние окружающей среды (рис. 2). Примером может служить распоряжение органа исполнительной власти осуществить ГЭС санитарные или экологические попуски вод для поддержания различных объектов, расположенных в их нижнем бьефе. Нередко к этим требованиям подключаются политические и экономические стейкхолдеры, которые заинтересованы в сохранении стабильной социально-политической ситуации и позитивном имидже, выступая в роли защитников интересов широких масс населения (защита социальных стейкхолдеров от неблагоприятных воздействий). Так, все современные крупные международные финансовые организации предоставляют клиентам разные условия кредитования в зависимости от их участия в деятельности по охране окружающей среды и готовности к защите территорий при чрезвычайных ситуациях.
Рис. 2. Создание управляемой ПТС путем возложения на ГЭС функции экологического регулятора |
Вместе с тем, это не что иное, как обременение объекта энергетики дополнительными обязанностями, иногда наносящими ему экономический ущерб. Подобная система взаимоотношений (субъектная сторона ПТС), не может быть стабильной и эффективной. Причина заключается не только в принудительном выполнении функции экологического регулятора. Не менее важно отсутствие непосредственного динамичного и взаимовыгодного взаимодействия между стейкхолдерами. В этой ситуации руководство объекта гидроэнергетики не ищет возможности улучшить свои действия в качестве экологического регулятора. Оно озабочено поиском способов снизить свои потери, связанные с выполнением возложенных на него дополнительных обязанностей. Эту проблему можно решить методами надличностной соционики, добиваясь совмещения интересов различных стейкхолдеров.
Работа по корректировке субъектной стороны уже сложившихся ПТС сложна в силу устоявшихся взаимоотношений и требует длительного времени. Поэтому возможности надличностной соционики могут быть более наглядно представлены применительно к этапам разработки предпроектной и проектной документации по объектам, способным выполнять функцию экологического регулятора.
Механизмы взаимодействия потенциальных стейкхолдеров при проектировании управляемых ПТС
В надличностной соционике, как и в межличностной, первоосновой являются результаты социологических исследований, проводимых в форме опросов, интервью и наблюдений за реакцией социума на распространяемую информацию. Практическая организация этой деятельности может одновременно осуществляться в форме двух различных механизмов.
Первый из них (рисунок 3а) предполагает выдвижение проектантом предложений о разработке дополнительных объектов (их примеры будут рассмотрены позже), которые на определенных условиях (передачи в собственность, аренды, оплаты услуг и др.) могут использоваться другими членами социума. Данный шаг можно обозначить как «предложение стейкхолдеринга». Основой для разработки этих предложений могут стать результаты изучения потребностей различных групп населения и организаций, существующих в регионе размещения проектируемого объекта, а также успешные решения (аналоги), уже осуществленные при реализации других проектов. Главным моментом при обсуждении предложений, выдвигаемых проектантом, является экономическая выгода всех участвующих сторон. Площадкой для обсуждения может служить проведение общественных слушаний на местах, а также обсуждение Декларации о намерениях. В настоящее время этот документ не входит в состав обязательной документации, представляемой на общественные слушания, но в большинстве случаев он составляется для предварительного обсуждения условий реализации проекта с региональными властями (административными стейкхолдерами). Как правило, Декларация о намерениях доступна и для всех иных видов стейкхолдеров. Результатом обсуждения может стать: одобрение предложений и условий их предоставления, отказ от них, встречные предложения по корректировке.
Рис. 3. Механизмы взаимодействия проектантов экологических регуляторов и потенциальных стейкхолдеров управляемых ПТС |
Второй механизм (рисунок 3б) может реализовываться на тех же площадках, но активная роль отводится будущим стейкхолдерам. Они выдвигают проектантам свои «запросы по стейкхолдерингу» (перечень объектов и условия пользования: формы владения объектами и ограничение по участникам конкурсов при их продаже, размеры оплаты пользования и др.). Проектант, рассмотрев эти запросы, может их принять или отвергнуть, а также предложить на иной основе аналогичное решение.
Как показывает практика, в обоих случаях наибольшую активность проявляют социальные стейкхолдеры, но и остальные их виды также могут играть значимую роль. Например, выступление политических стейкхолдеров может укрепить позиции социальных и территориальных стейкхолдеров, помогая им добиться более выгодных для себя условий. Аналогичную роль могут играть административные стейкхолдеры. Но они могут поддерживать и позиции проектанта, представляющего интересы будущего технологического стейкхолдера и спонсирующих его экономических стейкхолдеров. Причем некоторые стейкхолдеры могут включаться в процесс на заключительной фазе: мешать завершению уже достигнутых договоренностей или требовать изменения их условий. Так, некоторых административных стейкхолдеров могут не устраивать результаты соглашений, в принятии которых они по тем или иным причинам ранее участия не принимали и которые с ними не были согласованы.
Таким образом, исследования в области надличностной соционики должны охватывать всю субъектную сторону формирующейся ПТС, включая действия всех ее составляющих. Рассмотрим примеры такой деятельности. Механизмы взаимодействия проектантов с отдельными потенциальными стейкхолдерами удобнее рассмотреть на примере формирования простой по своей структуре и небольшой по своим масштабам ПТС, экологическим регулятором которой является приливная электростанция (ПЭС). Напротив, применение в полном объеме концептуальных и методологических принципов надличностной соционики более наглядно иллюстрирует процесс создания крупномасштабной управляемой ПТС, осуществляющей межбассейновое перераспределение речного стока.
Запросы и предложения по стейкхолдерингу в проекте Северной ПЭС
Проект Севарной ПЭС планировалось реализовать в губе Долгая-Восточная, представляющей собой фиорд протяженностью более 10 км на побережье Баренцева моря. Плотина ПЭС, возводимая у входа в губу, защищала обширную отсекаемую акваторию (бассейн ПЭС) от ряда неблагоприятных воздействий природных факторов (штормов, стирающего действия льда и др.). Разработанный с учетом негативных аспектов эксплуатации ранее построенных ПЭС (в т.ч. Кислогубской ПЭС, возведенной в данном регионе еще в 60-е гг. ХХ века) режим попуска вод создавал благоприятные для развития организмов гидродинамические и гидрохимические условия. Плотина ПЭС также могла защитить бассейн от проникновения в него загрязнителей из прилегающей части моря (например, при авариных разливах нефти). Таким образом, ПЭС могла выполнять роль экологического регулятора на акватории своего бассейна. Кроме того, строительство ПЭС предполагало развитие инфраструктуры, в т.ч. автотрассы, обеспечивающей проезд к губе Долгая-Восточная.
Проектантами было выдвинуто несколько предложений стейкхолдеринга (рис. 4) – разработаны проекты создания в бассейне ПЭС хозяйств по разведению лосевых рыб и морских моллюсков. Во время проведения общественных слушаний жители единственного существующего в данном районе населенного пункта пос. Териберка высказали желание принять эти предложения и одновременно выдвинули запросы по стейкхолдерингу. Первый из них касался развития туристического бизнеса. Прокладка автотрассы открывала возможности комфортного подвоза клиентов из Мурманска, организации морских экскурсий и любительского рыболовства. Экскурсионным объектом могла служить и сама электростанция. Кроме того, на базе инфраструктуры ПЭС могли быть созданы объекты размещения туристов и оборудованные места их отдыха – резорты . Эта инициатива нашла поддержку. Второй запрос, касался строительства новой частной сети электроснабжения, дающей жителям поселка более дешевую электроэнергию непосредственно от ПЭС. Несмотря на то, что этот запрос бал весьма актуален – в поселке уже функционировала частная сеть электроснабжения и ее тарифы вызывали недовольство населения – он был отклонен. Причина заключалась в принципиальной невозможности его реализации. Присутствующим представителям администрации поселка и населения были даны пояснения, что ПЭС вырабатывает электроэнергию только в отдельные фазы приливно-отливных колебаний уровня моря. В остальное время ее производственные и бытовые объекты являются пользователями региональной сети электроснабжения.
Рис. 4. Формирование управляемой ПТС на основе предложении и запросов по стейкхолдерингу при проектировании Северной ПЭС |
Во время обсуждений также была достигнута предварительная договоренность, что взаимодействие всех субъектов хозяйственной и иной деятельности в бассейне ПЭС, включая использование его береговой линии и подъездных путей, будет осуществляться на основе достижения взаимовыгодных соглашений с электростанцией (соблюдение принципа конвенциальности взаимоотношений стейкхолдеров).
Концептуальные и методологические принципы надличностной соционики при организации межбассейнового перераспределения речного стока
Создание систем межбассейнового (межрегионального) перераспределения речного стока ресурсов пресной воды является наиболее перспективным путем предотвращения мирового кризиса водопотребления. Организация подобных систем в форме управляемых ПТС позволяет минимизировать негативные экологические аспекты, сопутствующие решению данной проблемы. В ряде государств (США, Китай и др.) системы межбассейнового перераспределения ресурсов пресной воды уже функционируют. В еще большем количестве стран они находятся на стадии готовых к реализации проектов. Устойчивая поставка вод может быть обеспечена только на основе организации водноресурсной трассы, в которую входят следующие основные объекты:
- первичные водные депозитарии (водохранилища-накопители) для накопления водных ресурсов в бассейне их донора, в качестве которых наиболее перспективно использование водохранилищ крупных ГЭС;
- коммуникации, по которым осуществляется перемещение водных ресурсов (каналы, водоводы и др.);
- промежуточные водные депозитарии в регионах-транзитерах, необходимые для обеспечения устойчивой поставки вод;
- конечные водные депозитарии и системы доставки вод к конечным потребителям в регионе-реципиенте водных ресурсов.
Все эти объекты функционируют как цепочки ПТС регионального масштаба, которые формируются в условиях, существующего на каждом из ее участков регионального социума. Эти социумы нередко различаются по этническому составу и характеру традиционных форм хозяйственной деятельности, отвечающей определенным природно-климатическим условиям на данном участке водноресурсной трассы. Кроме того, они могут входить в состав разных государственных образований. Вместе с тем, все эти региональные ПТС в свою очередь являются элементами межрегиональной ПТС, функционирующей как единая система. Ее работоспособность определяется не только конструктивно-компоновочными решениями, примененными в процессе проектирования объектной стороны, т.е. совокупности гидротехнических сооружений, связанных с ними и объектов инфраструктуры. Еще большее значение имеет слаженность взаимодействия элементов ее субъектной стороны, т.е. стейкхолдеров, управляющих ее основными объектами. Роль этого фактора хорошо иллюстрируется на примере некоторых нефте- и газопроводов, осуществляющих межрегиональную транспортировку углеводородов. Основные затруднения в данной сфере возникают не при прокладке и функционировании трубопроводов, а при достижении договоренностей между субъектами, которым они принадлежат. Решение этой проблемы, осуществляемое ранее эмпирически, соответствует предлагаемым концептуальным принципам надличностной соционики. Так, еще на этапе декларации о намерениях устанавливался не только состав технологических и экономических стейкхолдеров, т.е. организаций, собирающихся принять участие в строительстве, эксплуатации и финансировании этой деятельности, но обязательным условием являлось получение гарантий от правительственных органов стран, а иногда и региональных органов власти, на территории которых планировалось размещение объектов. Позиция этих административных стейкхолдеров, практически всегда зависела от восприятия деятельности групповым сознанием политических, социальных и территориальных стейкхолдеров, т.е. партий, общественности и представителей местных бизнес-сообществ.
Роль надличностной соционики в данном случае заключается в упорядочении предпринимаемых усилий с целью повышения их эффективности на основе ее концептуальных принципов: типологии агрегативных (надличностных) элементов социумов, интересы которых затрагивает реализация межрегионального проекта и анализа факторов формирования их группового сознания, в плане оценки результатов планируемой или осуществляемой деятельности. Последние, как было уже рассмотрено выше, зависит от удовлетворения их запросов и восприятия предложений, выдвигаемых проектантами (рис. 4).
Большое значение при практическом решении данной проблемы при организации водноресурсной трассы приобретают возможность создания на ее основе дополнительных объектов и сопутствующих видов деятельности. Они не являются необходимыми для межрегионального перераспределения водных ресурсов, но могут иметь большее значение для различных видов стейкхолдеров на участках прокладки водноресурсной трассы и размещения ее основных объектов. Установление их запросов и выдвижение предложений осуществляется в форме проведения предварительных исследований региональных социумов на основе концептуальных принципов надличностной соционики.
В отличие от нефти и газа, вода по пути передвижения может безопасно контактировать с окружающей средой. Кроме того, вода – это основа жизни. По этой причине возможности ее использования весьма разнообразны. Примером дополнительных объектов, возводимых на водноресурсных трассах, являются ГЭС, использующие кинетическую энергию потока транспортируемых вод и дающих более дешевую электроэнергию для населения и местной промышлености. К ним можно также отнести использование открытых участков коммуникаций (каналов) как внутренних водных путей, а также использование рыбохозяйственного потенциала водохранилищ-депозитариев водных ресурсов и организацию на их основе рекреационных объектов. Часть перемещаемых водных ресурсов может быть использована странами-транзитерами для собственных нужд: бытового, промышленного и сельскохозяйственного водоснабжения. На участках транзита вод они рассматриваются как дополнительные объекты (т.е. необязательные элементы водноресурсной трассы), тогда как в регионе-реципиенте водных ресурсов – это основные объекты, отвечающие конечной цели всего проекта.
Реализация комплекса подобных решений создает условия для различных форм сопутствующей деятельности, что обеспечивает новые рабочие места, рост благосостояния и качества жизни населения. Таким образом, в групповом сознании различных видов стейкхолдеров региональных социумов укрепляется позитивный имидж водноресурсной трассы и стремление поддержать данный проект (табл. 2).
Таблица 2. Примеры дополнительных объектов, которые могут быть созданы на основе водноресурсных трасс, и сопутствующие им виды деятельности |
Использование методологических принципов надличностной соционики при организации и эксплуатации систем межбассейнового перераспределения ресурсов пресной воды позволяет сконцентрировать внимание на решении наиболее важных проблем и исключить недоучет значимых аспектов. Рассмотрим практическое приложение этих принципов к данному виду деятельности.
Принцип приоритета интересов основного стейкхолдера в данном случае заключается в осознании проектантами водноресурсных трасс истинных интересов заказчика и путей их практической реализации. Он дает представление о том, какие и чьи интересы необходимо удовлетворить в первую очередь. Эти задачи сознательно не всегда четко формулируются, а представление о способах их реализации носит лишь общий характер. Например, приоритетным стейкхолдером может являться не продавец (донор) и не покупатель (реципиент) водных ресурсов, а организатор данного сегмента рынка водных ресурсов (рис. 5). Это во многом определяет соблюдение принципа конечной цели. Так, для организатора рынка водных ресурсов такой целью, с высокой долей вероятности, является не столько получение финансовой выгоды, сколько укрепление геополитического влияния. Такая возможность изначально должна закладываться в разработку маршрута и конструктивно-компоновочных решений основных объектов водноресурсной трассы. Основой для этих действий должны служить результаты исследований в области надличностной соционики, поскольку результативность предпринимаемых мер во многом зависит от их восприятия групповым сознанием других стейкхолдеров. В оптимальном варианте необходимо создать в социумах, затронутых водноресурсной трассой, психологическую атмосферу, в которой представители их каждой агрегативной структуры чувствовали бы себя в выигрышном положении.
Рис. 5. Использование методологических принципов надличностной соционики организатором сегмента рынка водных ресурсов |
Соблюдение принципа ограничения сроков решений при проектировании водноресурсных трасс имеет двоякое значение. Во-первых, его необходимость обусловлена высокой динамичностью в развитии социально-политической ситуации во многих регионах планеты, в частности в тех, которые наиболее нуждаются в поставке дополнительных водных ресурсов. Во-вторых, происходящее глобальное потепление климата сопровождается как сокращением, так и снижением водности многих речных бассейнов. Исследования в области надличностной соционики позволяют прогнозировать возможные изменения состава стейкхолдеров и их потребностей в этих условиях и своевременно корректировать разрабатываемые проекты или режимы поставки водных ресурсов.
Принцип конвенциальности это отправной момент организации цивилизованного рынка водных ресурсов. Но для обеспечения его функционирования во многих случаях, вероятно, будет недостаточно простого заключения договоров купли-продажи воды. Необходимо чтобы эти договоренности не вызывали возмущения широкой общественности и не использовались для дестабилизации политической ситуации. Здесь также большую роль могут сыграть результаты исследований в области надличностной соционики. Правовая и экономическая обоснованность договоренностей, удовлетворяющая административных стейкхолдеров, заключающих соглашения, может не устраивать многих политических, социальных и территориальных стейкхолдеров. Только изучение особенностей группового сознания этих стейкхолдеров может создать базу для формирования в обществе мнения о том, что продажа избыточной части речного стока (вызывающего наводнения) – это не разграбление ресурсов страны, а укрепление ее международного значения и экономической мощи. Эти же исследования позволяют соблюдать принцип превентивного устранения противоречий и предупреждать возникновение конфликтных ситуаций во взаимоотношениях стейкхолдеров.
Таким образом, использование концептуальных и методологических принципов надличностной соционики открывает новые возможности для разработки и реализации проектов различного масштаба. Развитие этого нового направления способно создать базу для гармоничного удовлетворения интересов всех основных структур различных социумов. Внедрение принципов надличностной соционики в практику можно рассматривать как перспективный путь практической реализации выдвинутого ООН принципа устойчивого развития. Создаваемые на основе этих принципов природно-технические системы обеспечивают сохранение благоприятной среды при сохранении высоких темпов экономического развития.
Более подробно данные вопросы рассматриваются в публикациях, которые можно скачать бесплатно и без регистрации на нашем сайте:
1. | Суздалева А.Л. Надличностная соционика –
Энергия: экономика, техника, экология. 2019. №10. С.12–27.
Аннотация. В статье изложены концептуальные и методологические принципы нового направления соционики – соционики организаций или надличностной соционики. Предметом исследования этой междисциплинарной дисциплины являются взаимоотношения между различными агрегативными структурами социумов – стейкхолдерами, которые представлены разными организациями и общественными объединениями. В плане практического использования важнейшим результатом надличностной соционики является превентивная выработка решений, реализация которых позитивно или бесконфликтно воспринимается групповым сознанием большинства стейкхолдеров. |
файл 27p2.pdf |
2. | Суздалева А.Л. Формирование экологического имиджа производственной организации и ее продукции: монография – М.: ИД ЭНЕРГИЯ, 2016. – 416с.
Аннотация. Монография посвящена комплексному анализу процессов техногенного преобразования водных объектов и их деградации. Эти вопросы рассматриваются авторами непредвзято и многопланово. В отличие от других работ по данной тематике ее авторы не ограничиваются описанием наблюдаемых процессов. Их основная цель - поиск возможностей предотвратить нежелательные явления. На различных примерах техногенеза пресных и морских водных объектов показано, что единственным реальным путем решения данной проблемы является разработка методов управления этими процессами. Ключевые слова: экологический имидж, производственный имиджмейкинг, манипуляция массовым сознанием, социально-экологический конфликт, стейкхолдер. Библиография:: 134 названия | |
Suzdalevа A.L. The formation of the environmental image of industrial organizations and their products: monograph – М.: ID ENERGIYA, 2016 . – 416 p.
Summary. Mechanisms for the formation of a positive environmental image of industrial organizations and other corporate bodies (social and political organizations, individual regions and public entities) are described in the monograph. The main attention is directed to the question, how big industrial and energy facilities can carry out these activities. A separate section of the monograph is devoted to methods of manipulation of mass consciousness and to the resolution of socio-environmental conflicts. The book is intended for a wide range of professionals, and can be used in the preparation of training courses in various disciplines in the field of applied ecology. Keywords: ecological image, production imagemaking, manipulation of mass consciousness, socio-environmental conflict, stakeholder. References:134 items. | ||
3. | Суздалева А.Л. Создание управляемых природно-технических систем: монография – М.: ИД ЭНЕРГИЯ, 2016. – 160с.
Аннотация. В монографии изложены научные основы создания управляемых природно-технических систем (ПТС), которые рассматриваются как эффективный инструмент сохранения благоприятной экологической ситуации. Представлена разработанная автором классификация управляемых ПТС. Описаны методы их создания и объединения в иерархические структуры. Современная техногенно трансформированная биосфера, обозначаемая термином «биотехносфера», рассматривается как управляемая ПТС глобального масштаба. Показаны возможности целенаправленно создаваемых ПТС для предупреждения и предотвращение негативных изменений в состоянии основных компонентов окружающей среды – атмосферы, гидросферы, педосферы и литосферы. | |
4. | Суздалева А.Л. Водноресурсная логистика: международные аспекты – Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 11. С. 5-12.
Аннотация. Прогнозируемый мировой кризис водопотребления требует построения системы межрегионального перераспределения водных ресурсов. Водноресурсная логистика – междисциплинарное направление комплексного решения социально-экономических, экологических и геополитических проблем. При выборе оптимальных путей межрегиональной транспортировки вод приоритетными задачами являются разработка ее международных правил и минимизация ущерба окружающей среде. Страны, участвующие в такой деятельности, станут лидерами на формирующемся международном рынке водных ресурсов и укрепят свое геополитические влияние. Ключевые слова: управление водными ресурсами, кризис водопотребления, геополитика, международный рынок. Suzdaleva A.L. Water resources logistics: international dimension – World Economy and International Relation. 2017. Vol. 61, no. 11, pp. 5-12. Abstract. The world crisis of water consumption predicted in the next decades requires the creation of institute of global inventory management of fresh water resources. In many areas of the Earth their shortcoming already became now a factor of deterioration in an economic and socio-political situation. Deficit of water suitable for use in these regions in many cases causes shortage of food and emergence of uncontrollable mass migration of the population. At the same time, large volumes of fresh water on the planet are not used. Global warming and increase in many rivers’ streamflow ensures that the quantity of such potentially available water resources constantly increases. Liquidation of regional crises of water consumption and prevention of world crisis in this sphere are possible only on the basis of increased efficiency of world water consumption which can be estimated as a ratio between the amounts of available (now in use) and potentially available water resources. Creation of institute of global inventory management of fresh water will demand the formation of a system of interregional redistribution of water resources. The basis for it is the water resources logistics — a new cross-disciplinary direction of scientific and practical activities providing the complex solution of the social and economic, environmental and geopolitical problems connected with resource shortage of fresh water. The water resources logistics must provide optimum ways of large-scale interregional water transfers. The related tasks are the development of the international rules of these activities and the minimization of environmental damage. The material basis of water resources logistics is presented by the hydro technical systems created for inter-basin (inter-regional) redistribution of river flows (river flows transfer). This activity acquires the increasing scale. Now, more than 200 hydro technical systems function over interbasin redistribution of river flows. Their productivity is about 600 km3/year. Besides, in various countries another 79 similar projects are developed. Their implementation will increase amount of inter-regional water transfer up to 1000 km3/year. The countries supporting these activities will become leaders in the emerging international market of water resources and will strengthen their geopolitical influence. Keywords: water resources, management, crisis, water consumption, water geopolitics, international market. |
файл 6p6.docx
файл 6p6.pdf |
5. | Суздалева А.Л., Горюнова С.В. Мировой кризис водопотребления: проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды: монография – М.: МГПУ, 2018. – 172с.
Аннотация. Мировой кризис водопотребления на современном этапе представляет одну из главных угроз, способных нарушить социально-экономические и экологические условия жизни большинства населения планеты. В монографии рассматриваются технические, экологические, социально-экономические и геополитические аспекты контролируемого перераспределения водных ресурсов между регионами. Особое внимание уделяется организации антирек; анализируются и другие возможности увеличения запасов доступных водных ресурсов. Монография написана доступным для широкого круга читателей языком и ориентирована на специалистов из различных областей и студентов, интересующихся современными проблемами развития нашей цивилизации. . |
файл 35bp1.pdf |
6. | Усачев И.Н., Суздалева А.Л., Безносов В.Н. ПЭС и окружающая среда: пути экологической оптимизации – Гидротехническое строительство. 2009. №7. С. 30-33.
Аннотация. На основании анализа имеющихся данных сделан прогноз возможных экологических и социально-экологических последствий реализации проекта Мезенской ПЭС. Ключевые слова: Мезенская ПЭС, Белое море, приливная энергетика, социально-экологические последствия ПЭС, развитие туризма на ПЭС. |
файл 11p5.doc |